Посадка Airbus A320 рейса 1549 US Airways на воду («Чудо на Гудзоне»)

Профессионализм экипажа уже несуществующей авиакомпании US Airways, имевший место 15.01.2009, до сих пор будоражит умы экспертов и путешествующей воздушным транспортом публики. Доказательством этого является вышедший осенью 2016-го фильм Клинта Иствуда «Чудо на Гудзоне» («Sully» в англоязычном прокате), в котором подробно освещены детали рейса AWE 1549 Нью-Йорк — Шарлотт — Сиэтл.

Суть происшествия

Лайнер «Эйрбас A320-214» с 155-ю людьми на борту спустя 1,5 минуты после взлета столкнулся со стаей казарок. Экипажу по главе с бывшим военным летчиком ВВС США Чесли Салленбергером по прозвищу «Салли» (англ. Sully; 57 лет, совокупный налет 19 663 часов) удалось приводнить многотонную машину с обоими вышедшими из строя двигателями на реку Гудзон. Расследовавшие инцидент американские эксперты отметили высочайший профессионализм обоих пилотов, принявших оптимальное решение за считанные секунд, и стюардесс, действия которых помогли предотвратить панику среди пассажиров.

В итоге все находившиеся на борту остались живы. Серьезные ранения получили лишь 5 людей, остальные отделались легкими и незначительными ранениями.

В истории мировой пассажирской авиации задокументировано лишь 11 фактов приводнения воздушных судов с пассажирами на борту. Случай на Гудзоне — четвертый, обошедшийся без фатальных последствий.

Экстренная посадка

Заглохнувшие на 91 секунде полета двигатели ввергли пассажиров в страх. Командир экипажа объявил по громкой связи о предстоящей жёсткой посадке. Чесли Салленбергер отказался от предложения диспетчеров вернуться в аэропорт из-за низких шансов на успех (в момент отказа двигателей самолет находился на слишком малой высоте). Вместо этого бывший пилот истребителя F-4 принял решение садиться на воду. Для этого пришлось развернуть машину в обратном от курса направлении.

карта полета рейса us-airways

Салленбергер отдал распоряжение второму пилоту Джеври Б. Скайлзу (49 лет, совокупный налет 15 643 часов) включить оборудование для обеспечения герметичности салона. Бортпроводницам было поручено обеспечить спокойствие на борту. Опытные стюардессы — 58-летняя Дорин Уэлш (стаж работы в US Airways 39 лет), 57-летняя Шейла Дайл (29 лет) и 51-летняя Донна Дент (27 лет) — нашли нужные слова.

Командир экипажа сумел выровнять баланс, избежать столкновения с мостом Дж. Вашингтона, сбросить скорость до минимума и приводниться в аккурат напротив Манхэттена. Лайнер, изначально ушедший под воду, всплыл спустя несколько секунд. Экипаж организовал эвакуацию пассажиров из наполнявшегося водой салона. Все пребывавшие на борту получили спасательные жилеты и были сопровождены на крылья авиалайнера (самолет с полными баками топлива за это время проплыл от 48-й до 42-й улицы). Спустя несколько минут после приводнения, к машине начали подплывать катера и баркасы. Все пассажиры и члены экипажа были благополучно доставлены на берег.

посадка us-airways рейса 1549 на воду

Самолет

«Эйрбас A320-214» был произведен в начале 1999-го, протестирован в воздухе 15 июня и передан US Airways в первые дни августа того года. На дату происшествия лайнер совершил 16 299 взлетов и посадок. Совокупное число проведенных в воздухе часов на момент инцидента составляло 25 241.

В ходе работ по изучению происшествия специалисты обнаружили органические останки пернатых в правом двигателе. Левый двигатель в результате посадки на воду затонул. Спустя 2 недели мотор был извлечен из воды и отправлен на экспертизу.

Исследование обнаруженных в правом двигателе птичьих останков позволило установить, что «виновником инцидента» оказалась стая канадских казарок (средний вес одной взрослой птицы составляет 4-4,5 кг).

После эвакуации пассажиров лайнер был отбуксирован на 6 км от места падения. Извлечение машины из воды состоялось вблизи Всемирного финансового центра.

Сейчас самолет доступен для обозрения в Музее авиации «Каролинас» (г. Шарлотт, штат Сев. Каролина).

борт us-airways 1549 в музее

Пострадавшие

Наибольшая травма — глубокая рана ноги — была зафиксирована у стюардессы Дорин Уэлш. Одному пассажиру обожгло сетчатку глаз разлившееся авиационное топливо (в результате мужчина вынужден носить очки). Еще 24 пассажира и 2 спасателя были госпитализированы на срок более суток.

Остальные участники полета, после оперативного проведенного медицинского освидетельствования, были отпущены по домам в день инцидента. Подавляющее большинство жалоб касалось переохлаждения (температура воды в тот январский день составляла всего несколько градусов выше нуля).

Последствия для экипажа и пассажиров

Оба пилота на время проведения расследования от полетов были отстранены. Скайлз был допущен к исполнению профессиональных обязанностей в апреле, а Салленбергер — в октябре того же года.

Каждому находившемуся на борту пассажиру была выплачена компенсация в размере $5 000 за утраченный багаж. Лица, сумевшие убедить представителей US Airways в большей стоимости потерянного имущества, получили более крупные возмещения.

Впоследствии компания добровольно выплатила всем находившимся на борту клиентам по $10 000 за отказ от судебных претензий.

команда us-airways 1549

Результаты расследования

Оба двигателя прекратили работу на высоте 975 м. История мировой пассажирской авиации до того времени не знала случаев обучения экипажей действиям по посадке на воду. Расследовавших инцидент экспертов более всего интересовала целесообразность такого решения Салленбергера. Некоторые из членов комиссии на начальной стадии ее работы обвиняли командира экипажа в излишне рискованных действиях, указывая на необходимость возвращения в аэропорт убытия.

Результаты состоявшегося позднее моделирования ситуации подтвердили правильность принятого Салленбергом решения (высота и скорость лайнера не позволяли совершить означенный маневр). Также было установлено, что прочесть 3,5 страницы «профильной» инструкции на скорости в 400 км/час в условиях необходимости мгновенного реагирования не представлялось возможным.

Расшифровка переговоров экипажа подтвердила спокойствие и хладнокровность Салленбергера в момент принятия судьбоносного для полутора сотен пассажиров решения.

Мэр Нью-Йорка окрестил командира экипажа «Капитаном Спокойствие» и вручил ему символический ключ от наибольшего города США. Население страны и вовсе возвело Салленбергера в ранг национального героя.

Посадка на Гудзон, по мнению экспертов, является примером филигранного мастерства никогда не обучавшихся искусству приводнения пилотов и высочайшего профессионализма стюардесс, сумевших предотвратить хаос на борту.

Одним из итогов инцидента стали разразившиеся в авиационном сообществе дискуссии о целесообразности введения в программу подготовки пилотов курса обучения посадке на водную поверхность. Прения продолжались почти 4 года, до аналогичного происшествия у берегов Бали.